Сантос Сантосу – рознь
Выбирая товары для тестирования, мы руководствовались принципом релевантности: покупали кофе одного сорта, с низкой ценой и схожим позиционированием. Все образцы были заявлены как 100% Бразилия Сантос. Увы, уже на этапе распаковки мы подозревали, что в двух случаях из пяти это утверждение оказалось неправдой. В пачках обнаружили не только арабику, но и вероятно робусту. А вторая, как известно, дешевле первой.
Один из лотов показал себя как кофе откровенно низкого качества: в составе много сломанных зёрен и квакеров; при приготовлении проявился едкий привкус с признаками старого зерна. Такой «Сантос» хранился на складе слишком долго либо неправильно, зерно потеряло потенциал ещё до того, как попало в ростер. Плюс большое количество дефектов всегда портит вкус чашки.
Только один из испытуемых образцов мы оценили, как кофе хорошего качества. Остальные, по мнению наших экспертов и фокус-группы, производят менее приятное впечатление. Вероятно, большинство селлеров используют бразильское зерно с грейдом ниже и/или подмешивают более дешевые сорта, а ещё особенности обжарки играют свою роль.
Дефекты обжарки
Лишь к одному лоту из пяти у нас не возникло претензий к качеству обжарки. Открывая некоторые пачки, мы ощущали запах углей и дыма, замечали визуальные дефекты обжарки на зёрнышках. В одном случае наблюдали признаки сожжённого изнутри зерна. В другом – последствия задымления из-за неотрегулированной вытяжки ростера (зёрна впитали запах дыма).
Подойдёт ли кофе с маркетплейсов для HoReCa?
Опять же, мы попытались ответить на этот вопрос, опираясь на итоги дегустации. Предварительно приготовили из всех пяти лотов американо и капучино – два напитка, которые в заведениях гостеприимства пользуются бешеной популярностью.
Итоги получили следующие: один образец точно не рекомендуем ни для кафе, ни для домашнего употребления; ещё один – хорош для заведений среднего ценового сегмента; остальные три могли бы подойти для точек экономсегмента, например для кофеен To Go с непритязательной аудиторией.
Казалось бы, продукция с неплохим вкусовым потенциалом на маркетплейсах встречается, а заказать несколько пачек арабики, к примеру, для небольшой кондитерской, кофейни на Ozon или Wildberries – это быстро, удобно, с пунктом выдачи в шаговой доступности... Однако у такого подхода есть как минимум три недостатка.
Во-первых, вы не можете знать наверняка, с какой датой обжарки придёт заказанный кофе, так как это зависит не только от производителя. Алгоритмы площадок меняются, спрос на продукцию нестабилен, невыкупленные товары отправляются обратно на склады. Если товар нарасхват, то, возможно, кофе получите свежим. Но может случиться так, что он доедет до вас спустя три-четыре месяца и более после обжарки и упаковки.
Во-вторых, в заведения гостеприимства люди возвращаются за стабильным качеством блюд и напитков. Достаточно перечитать предыдущий пункт, чтобы понять: закупка кофе на маркетплейсах предполагает фактор нестабильности.
В-третьих, кофейням, кафе и ресторанам с постоянным потоком гостей выгодней работать с надёжным обжарщиком напрямую. Не только ввиду стабильного качества продукции, но и из-за скидок, которые производители предоставляют с учётом долгосрочного сотрудничества и больших объёмов заказов.
Нестабильное качество и «уставший» кофе могут потопить даже вполне успешное заведение. Стоит ли испытывать судьбу ради копеечной экономии и быстрой доставки решать вам. Ну а клиенты AROMA TEA COFFEE не только получают самый свежий кофе для своих заведений, но и могут рассчитывать на нашу поддержку в правильном подборе зерна для своей аудитории, выгодных условиях покупки и помощи в обучении персонала.